Развитие и воспитание        01 ноября 2017        370         0

Как научить ребенка усидчивости

3detki

В русском языке слово «сидеть» многозначное, как и его производные. Сидеть на стуле – это одно, в тюрьме – другое, на чемоданах – третье. А «усидчивость» — что это такое?

О том, как научить ребёнка усидчивости, мечтает каждый родитель. Ещё бы! Ведь все уверены, что усидчивые дети отличаются внимательностью, хорошо развиты и воспитаны, и вообще, паиньки.

Так ли это?

Что такое «усидчивость»

Собственно, научного определения нет. Не термин это, обычное слово. Так что я пишу о том, как сам понимаю его. А вы уж сравните со своей трактовкой и решите, согласны или нет.

Если ребёнок послушный: когда ему говорят сидеть тихо, он сидит бесшумно, почти не шевелясь. Это, по-моему, совсем не то. Усидчивость – это способность самостоятельно – именно так, самостоятельно, а не по приказу взрослого! – сосредотачиваться на чём-то, что требует внимания и концентрации. Ограничивая себя при этом в своих двигательных потребностях.

Кто так умеет – усидчивый. Кто не умеет – нет.

Допустим, дали Мише и Коле кубики. Миша аккуратно их ставит друг на друга, занимается этим минут 15-20 – получается целая башня. Коля же, поставив 3-4 кубика вкривь и вкось, случайно толкнул сооружение, отчего оно рухнуло, потерял к нему интерес, бросил всё и начал носиться по комнате.

Напрашивается вывод: Миша – усидчив. Коля – пока нет.

Зачем она нужна

Обычно говорят: чтобы в школе хорошо учиться. Да, и для этого тоже. Но не только и даже не главным образом. В любом сложном деле важна сосредоточенность и умение, что называется, уйти с головой во что-то. Это и есть настоящая усидчивость. Только у взрослых мы иначе называем это качество (увлечённостью, сконцентрированностью и пр.). Если не тренировать у себя такое умение, ничего не добьёшься ни в одном серьёзном деле.

От чего зависит способность быть усидчивым

От многого.

  • От состояния здоровья. Есть дети с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), категорически неспособные на это. От них и требовать подобного подвига нельзя. Вообще, любой ослабленный, болезненный ребёнок менее способен к концентрации, чем вполне здоровый и энергичный. Несмотря на то, что с виду всё наоборот. Здоровый бутуз носится, орёт – какая тут усидчивость? А больной малыш забьётся куда-нибудь в уголок – и там «усидчивает» часами. Но это обманчивое впечатление.
  • От отношений в семье и организации всей жизни ребёнка. Если ребёнок любим, эмоционально благополучен, он в нашем случае более способный. И наоборот.
  • От темперамента, индивидуальности. Есть малыши, которые всё постигают через физическое движение. Чтобы понять, им нужно схватить, прыгнуть, дёрнуть. Есть другие, этакие юные философы. Вторые в нашем случае — более способные.
  • От возраста. Тут всё понятно, особых комментариев не нужно. Если малышу меньше года, тут вообще не о чём говорить. Но и ребёнок до 2-3 лет едва ли способен учиться тому, что нас интересует. Лучше начать с этого возраста.Впрочем, способность на чём-то концентрировать внимание присуща даже новорожденному, которому и месяца нет. Например, он может долго общаться с мамой, увлеченно изучать собственные пальцы или рассматривать какой-то предмет.

Но самой концентрации и чему-то определенному лучше начинать учить уже «в зрелом возрасте».

Как же этого добиться

О том, как выработать усидчивость, написан не один десяток толстых книг. Но сколько авторов, столько и мнений. Во всём полагаться на пособие не стоит, даже если его написал Спок.

Из книг я могу вынести только основное:

Учиться нужно не с помощью каких-то упражнений школьного типа, а исключительно в игре. Ну, или помогая родителям (хотя для крохи это тоже своего рода игра).

Скажем, все знают, что многие мальчики обожают конструкторы. Это занятие для нашей цели просто идеальное. Девочки любят возиться с куклами, одевать их, кормить и пр. – тоже отлично. Но, как это ни странно, привить нужное нам качество можно и во время… Подвижных игр! Да-да, я не шучу!

Есть такие игры, где тот, кого осалили, должен долгое время стоять неподвижно, пока его не расколдуют. Либо он «в домике» и, опять-таки, не может двигаться. Малыш заинтересован в выигрыше. Он будет стараться соблюдать правило. И так – незаметно – учиться владеть собой.

Итак: нужны игры, занятия – какая-то деятельность, интересная для ребёнка и требующая отсутствия двигательной активности (часто и сосредоточенности). Это основной метод.

  1. Научиться этому малышу легче, если он играет вместе с мамой или папой. Только хвалить его лучше не за «усидчивость», а за результаты (собрал отличный подъёмный кран и т.п.).
  2. Ребёнок учится для себя, не для нас. Чтобы стать развитым человеком.
  3. Оценивая успехи, стоит не забывать об индивидуальных особенностях. Один способен часами возиться с конструктором. Для другого — 15 минут – уже достижение.

Вы можете подписаться на обновления и поделиться статьёй со своими друзьями!

А в следующий раз я расскажу вам о том, как развить логическое мышление у детей. Это чудовищно увлекательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *