Развитие и воспитание        01 ноября 2017        351         1

Как учить английский с ребенком дома

3detki

Сегодня мы поговорим о том, почему любой умственно полноценный ребёнок может быть полиглотом. И почему чаще всего, увы, им не становится.

Как научить ребёнка читать на иностранном языке? А писать? Вообще, как учить английский с ребенком дома, чтобы он легко и быстро, без уроков, как в школе, освоил язык?

Изучение языков по-детски

Для совсем маленького ребёнка выучить какой-либо язык не то же самое, что для взрослого. Связано это с тем, что психологические особенности и интеллект детей идеально приспособлены для этого. У взрослых, понятное дело, всё иначе.

Для малышей любой язык, на котором не говорят мама и папа (ну, бабушка и дедушка ещё), — иностранный.

Но что, если кто-то из домашних говорит на одном языке, кто-то – на другом?

Такие примеры хорошо известны. В результате вырастают т.н. двуязычные дети. Например, французский писатель Андрей Макин, родившийся и до 30 лет живший в России, с детства владел в равной мере двумя языками: французским (его бабушка – француженка) и русским.

Я, правда, знавал и вовсе удивительную девочку: пятиязычную. У неё дома говорили в равной мере по-еврейски (на идише) и по-русски. Во дворе же — по-армянски, по-грузински и по-азербайджански (это в Баку). Она свободно владела всеми пятью языками ещё в дошкольном возрасте.

Эта девочка – полиглот? Нет. А почему не все дети полиглоты? Потому что растут в моноязыковой среде.

Ребёнок впитывает в себя слова и звуки, как губка влагу, — естественным образом, если оказывается в соответствующей среде.

То есть там, где есть носители языка, и он с ними постоянно общается.

Вспомним, были времена, когда каждый дворянский ребёнок знал 3-4 языка. У них были гувернёры и гувернантки. Которые по-русски – ни бум-бум. Вот и весь метод.

Именно такая ситуация идеальна для освоения любого языка с нуля относительно маленьким человеком.

Что же делать, если…

А что, если нет возможности поместить чадо в англоязычную среду? Тогда создайте её искусственно. Вы знаете английский, ну хоть как-то? Этого достаточно. Поиграйте в игру: «Мы – англичане!». Раз в день, в течение получаса, вы утрачиваете способность изъясняться по-русски: в это время с вами можно объясниться исключительно по-английски. О, йес!

Чтобы заинтересовать кроху, есть вернейшее средство: нам самим должно быть интересно с ним. Не так важно, с акцентом мы говорим или без. Главное – увлеченно и, желательно, грамотно.

А дальше…

Если малыш уже запомнил достаточно много слов, можно переходить к алфавиту. Напишем буквы на отдельных листах и развесим сушиться на верёвочке. Теперь поиграем в игру «Какая эта буква?» Буквы могут теряться, а нам некогда, тогда малыш сам будет вынужден рисовать новые. Пока это не поможет ему их запомнить.

Допустим, его английская речь нас уже отчасти устраивает. И буквы он знает. Но как же он начнёт писать?

Важно, чтобы ему это для чего-то стало нужно. Говорить нужно – чтобы общаться. А писать? Тоже. Раз в день можно превратиться в глухих – но зрячих, умеющих читать. А он пусть письма пишет.

Правда, в английском транскрипция слова от его написания отличается часто даже больше, чем в русском. Но это ничего. Поначалу на орфографию внимания обращать не стоит.

Неправ тот, что считает успешным обучением то, в процессе которого допускается минимум ошибок. Это не так. Успешное преподавание — интересное для ученика и результативное.

Кроме писем, можно играть в английский магазин (реклама, ценники – всё по-ихнему!). В общем, тут неограниченный простор для фантазии.

Чего никому не посоветую – это увлекаться теоретической стороной языкового обучения, лингвистической информацией. Всеми этими герундиями, инфинитивами и пр.

Маленькому человеку это скучно, а значит – может только повредить. Важна не теория, а практика. Чисто практическое освоение языка.

На ошибки в грамматике также можно длительное время со спокойной душой закрывать глаза. Что главное в освоении нового языка? Словарный запас. Просто запомнить побольше слов, вот и всё. И как можно больше слушать, говорить и писать. То есть, опять же, практиковаться.

Один корректив

Ещё один маленький корректив. Важно, чтобы мы сами, взрослые, правильно понимали, зачем это нашему чаду нужно.

Если не понимаем, а думаем так: английский это престижно, это для карьеры – он со временем всё забудет. Карьера его пока волнует как прошлогодний снег, престижность тоже.

Малыш понимает так: это чтобы было интересно. Значит, если есть что-то такое в его жизни, ради чего ему позарез нужен именно этот язык, он его не забудет. Переписка с какими-нибудь сверстниками из США, например. Вот что-то такое.

В противном случае всё очень легко забывается.

У меня есть знакомый, он живёт в Таиланде, китаист, культуролог и международный юрист по профессии, он раньше знал 20 языков. Полиглот. Сейчас половину забыл. Потому что не использует.

То есть, нельзя останавливаться. Надо двигаться дальше. И знать, как вы будете поддерживать интерес ребёнка на каждом следующем этапе.

Вы можете подписаться на обновления и поделиться статьёй со своими друзьями! А в следующий раз я расскажу вам ещё о чём-нибудь, просто-таки чудовищно интересном. Сам ещё даже не знаю, о чём.

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Полина:

    Я конечно не педагог, но все как-то стремятся учить английский пораньше. У моей подружки сын вместе с ней ходит на курсы испанского, стал потихоньку говорить, ну как говорить, строить фразы, приветствия. Вот, что-то такое и не заметила я, что это не на пользу, наоборот, интересно же. Ребенок вырастет и уже язык знает. Вот у них испанский, английский тоже учат потихоньку. А я слышала про детские садики, где учат детишек английскому. Знаю про ILA Aspect, не только изучают английский язык, но и подготавливают к школе. Летом ездят отдыхать за границу, есть специальный детский лагерь. Проводят пикники, занятия, игры на природе.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *